Данный подход введен на уровне закона, посвященного защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, — Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения ревизионных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к конкретной категории риска либо классу опасности.
Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля (надзора) в обязательном порядке применяется с начала 2018 года.
Налоговики используют риск-ориентированный подход и сосредотачивают свое внимание на операциях с высокими налоговыми рисками и существенными суммами.
Если возможности диалога с налогоплательщиком в рамках комиссии по легализации налогообложения исчерпаны, а анализ показывает, что у налогоплательщика высокие налоговые риски или он замечен в уклонении от налогообложения, — в отношении его назначается выездная налоговая проверка.
Критерии оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для выездных проверок, указаны в действующей до сих пор Концепции, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Документ регулярно обновляется исходя из реалий практики.
В чем может помочь оценка рисков налогоплательщику?
Оказывается, он может оценить рискованность не только своей налоговой политики, но и контрагента. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском может указать на ненадежность партнера .
ФНС рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ, очевидные свидетельства возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство продукции, выполнение работ (оказание услуг).