Бои на плотавской земле

Уже в первый год войны немцы оказались в Плотах: 1 декабря 1941 года они заняли деревню. Непривычные к суровым русским морозам, немцы надеялись перезимовать в средней полосе России. Хозяева домов, где квартировали захватчики, отапливали свои дома непрерывно. На территории Плотов, немцы не чинили особых зверств, напротив, делились с жителями маслом и хлебом. Подобные милости закончились уже 10 декабря. Отступая, немцы подожгли деревню. Из 80 домов сохранилось лишь 5: четыре жилых дома и школа.

Выгнанные в барак под Огнёвку люди наутро вернулись к родному пепелищу. Часть погорельцев нашли приют в семьях, дома которых не пострадали – в самих Плотах, либо в Коммуне, которая не пострадала тоже. Часть семей жила в школе, она находилась тогда в конце деревни.

Занятия в школе возобновились в 1943 году. Оставшиеся три военных года там преподавали эвакуированные педагоги: Жданова Александра Федоровна, Ольга Васильевна /из-под Орла/. Помимо учёбы, у детей военного времени были и другие занятия: они разыскивали трофеи. Одна такая находка оказалась смертельной6 ученик нашёл мину и, решив использовать её для того, чтобы глушить рыбу, погиб сам.

На долю женского населения деревни выпала основная часть работ по восстановлению Плотов. Уже весной 1941 года женщины стали строить дома. Кирпичи делали из глины, которую брали из оврага поблизости от Тараскина пруда. Именно это место стало своего рода строительной площадкой. Глину месили ногами, кирпичи отливали в формах, сделанных вручную. Силами женщин была построена изба для Девяткиной Марии Ивановны. Использовали кирпичи и для колхозных построек, их восстановления.

В 1942 году бригады женщин из 10 человек отправляли на 10 дней на рытьё окопов в районе д.Скородное, вблизи которой проходила линия фронта. Их труд никак не оплачивался, кроме того, что женщинам выдавали казённый паёк. Неоднократно работницы подвергались налётам авиации противника. Отработав положенные 10 дней, женщины возвращались домой, но здесь их ожидала другая работа: в зимнее время нужно было обеспечивать передвижение железнодорожного транспорта. Теперь их фронтом работы оказывалась «будка» в районе 340-го километра теперешней трассы Москва – Дон. Стоит назвать имена этих великих тружениц: Горбачёва Евдокия Прокофьевна, Шевелёва Ирина Прокофьевна, Горбачева Мария Андреевна, Астахова Варвара Архиповна, Девяткина Надежда Тимофеевна, Городничева Акулина, Астахова Мария и другие.

Яндекс.Метрика